Книга памяти, том 10-й

Проект газеты «Свободный курс»

- Новости,Вся лента,Дорожно-эксплуатационные полки (г. Бийск),Защитники Москвы,Ищем героев,Книга памяти Алтайского края,Смоленский маршрут Алтая,Справочная информация,Уточненные судьбы

04.01.2014

Книга о 5-м ДЭПе. Глава 2-я. 1941-й. Москва и Ельня

В московском издательстве «Либри плюс» вышла книга, посвященная развернутому в начале Великой Отечественной войны в г. Бийске 5-му дорожно-эксплуатационному  полку. Ее автор – Александр Останин, правнук рядового 12-й роты кабельно-шестовой связи Абрама Тимофеевича Останина, пропавшего без вести в октябре-декабре 1941 года.

Более трех лет наш проект «Книга памяти, том 10-й» (http://blogs.altapress.ru/65let) ведет рубрику «Дорожно-эксплуатационные полки (г. Бийск)». За это время в ней опубликовано более десятка материалов о 5-м ДЭПе, участвовавшем в сражениях под Вязьмой, Ельней, Спас-Деменском, Москвой, Калугой и обеспечивавшем войскам Красной Армии дорогу на передовую в самый трудный начальный период Великой Отечественной войны.

У полка нет собственного фонда в Центральном архиве Министерства обороны РФ и Российском государственном военном архиве и до недавнего времени не было своей истории. Но благодаря усилиям нескольких исследователей (главным образом, родственников погибших и пропавших без вести дэпоцев бийчан Константина Ярославцева и Сергея Горшкова, москвича Александра Останина) история у полка начала появляться. Установлен его боевой путь, судьбы более 400 солдат и офицеров. Большую роль сыграли в этом публикации Сергея Горшкова в нашем проекте, получившие более 100 откликов. А недавно Александр Останин выпустил в Москве книгу, которую не без основания назвал историей 5-го ДЭПа*.

В работе исследована история 5-го дорожно-эксплуатационного полка (5 ДЭП) в период с 1939 по 1942 год, а также 5-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона (5 ОДЭБ) с начала 1942 по май 1945 года. Особое внимание уделено потерям 5 ДЭПа в 1941 году.

Книгу отличает систематизация и структурирование материала. По-настоящему уникальным,  ранее никем ни в каком виде не изданным, не обсужденным, не перечисленным, по мнению автора, является материал третьей главы о боевом пути преемника 5-го ДЭПа – 5-го ОДЭБ (1942 – 1945 годы).

С разрешения автора мы публикуем в нашем проекте вторую и третью (http://blogs.altapress.ru/65let/archives/3792) главы вышедшей книги, которые, на наш взгляд, принципиально важны для тех, кто продолжает  устанавливать фронтовые судьбы воинов этих частей, т. к. с документальной точностью подсказывают, где в тот или иной период войны они находились.

В дальнейшем мы намереваемся опубликовать и содержащиеся в книге именные списки личного состава 5-го ДЭПа.

Тамара ДМИТРИЕНКО. 

 

P. SОбещание выполнено. Всю книгу Александра Останина о 5 ДЭПе можно прочесть в нашем проекте по адресу: http://blogs.altapress.ru/65let/archives/4960.

—-

* Останин А. А. Краткая история 5-го дорожно-эксплуатационного полка и 5-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона. – М.: Издательство «Либри плюс», 2013. – 140 с. + илл., вкл.

 

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ БОЕВОГО ПУТИ 5-ГО ДЭП

(1941 – 1942 годы)

 

§ 1. Начало боевого пути полка

С началом войны 5-й дорожно-эксплуатационный полк был пополнен приписным рядовым и сержантским составом из Бийска, Бийского, Быстроистокского, Зонального, Марушкинского, Троицкого и других районов Алтайского края, Томской области, а также Ойрот-Тура (ныне Горно-Алтайск). В Бийске набирались водители и специалисты из Чуйского военизированного тракта и Бийского управления дороги.

Мобилизованные военнослужащие были объединены в команду № 1565. Номер команды «1565» означал принадлежность мобилизованного к конкретной воинской части: пятому дорожно-эксплуатационному полку.

Условными номерами команд в каждом военном округе шифровались воинские части, как существовавшие, так и планируемые, которые за счет призыва по мобилизации резервистов должны были развернуться до штатов военного времени или формироваться в первый месяц войны21.

О том, что команда 1565 соответствует 5-му ДЭП, прямых документов (приказов, списков, перечней и т.п.) не найдено, но значительное число опосредованных доказательств позволяет  говорить об этом с полной уверенностью. Например, выдержка из послевоенного розыскного материала на рядового Грязнова М.Г.22.

В основном пополнение шло рядовым и сержантским составом старших возрастов: 1897 – 1910 годов рождения. Полк также был пополнен и приписным офицерским составом из Бийска, Барнаула и Ойрот-Тура23.

Техникой подразделение обеспечивалось за счет народного хозяйства и крайне недостаточно. К 1 июля 1941 года 5-й дорожно-эксплуатационный полк не был доукомплектован 71 грузовым и 4 легковыми автомобилями, 84 тракторами24.

Процесс обеспечения материальной частью описан бывшим рядовым полка Григорием Ивановичем Нагайцевым:

 До войны я работал заведующим гаражом в Паутово. 23 июня пришел приказ сдать три машины в военкомат. Я отправился их сопровождать, но один шофер не прошел комиссию, вместо него отправили на фронт меня. Так мы от Быстроистокского военкомата через Бийск поехали на фронт на своих машинах»25.

Командиром полка был майор Кузьма Андреевич Прокопенко.

Будущий комполка 5-го ДЭП родился 18 ноября 1899 года в селе Степок Таращанского района Киевской области в крестьянской семье. В 1911 году окончил трехлетнюю школу в родном селе. С апреля 1921 года по январь 1922 года участвовал в гражданской войне на стороне большевиков. После войны 1925 году окончил Киевскую артиллерийскую школу. В 1926 году вступил во Всесоюзную коммунистическую партию большевиков. В 1932 году окончил шестимесячным экстерном за нормальную военную школу при ДКА города Могилев-Подольска. Служил на различных должностях в подразделениях НКО, в том числе Киевского особого военного округа. Приказом КОВО от 12 сентября 1940 года назначен командиром 5-го учебного дорожно-эксплуатационного полка.

Начальником штаба полка был капитан Юрий Данилович Волжин, начальником мастерских – майор Косинчук. Машинно-дорожным батальоном командовал капитан Григорий Григорьевич Вертий. Командирами рот были старший лейтенант Сорокин (строительная рота), лейтенант Даниил Максимович Капшук (12 рота кабельно-шестовой связи), Бойко, старший лейтенант Петр Сергеевич Шалин (отдельная кабельно-шестовая рота), лейтенант Крылов, старший лейтенант Гайлуков (Гайдуков) (8-я техническая рота) и другие.

Именного списка на военнообязанных запаса, приписанных для укомплектования команды № 1565, в Бийском районном военном комиссариате Алтайского края не имеется, поэтому исчерпывающий перечень военнослужащих 5 ДЭП в настоящем издании отсутствует.

Вместе с тем по данным из различных источников, прежде всего, Объединенного банка данных погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период «Мемориал» (obd-memorial.ru), автором составлен список упомянутого личного состава полка, с которым можно ознакомиться в соответствующей части работы (более 400 имен).

5 ДЭП перевозился шестью эшелонами №№ 7237 – 7242, все убыли из Бийска 15 июля 1941 года. Маршрут всех эшелонов: Мариинск, Новосибирск, Омск, Свердловск, Юдино, Москва (в столице эшелоны пробыли около суток)26.

Врач-лаборант 5 ДЭП Елена Ивановна Демина вспоминала, что в Москве воинская часть получила первое боевое крещение: когда один из эшелонов 22 июля 1941 года прибыл в Москву, немецкие бомбардировщики несколько раз заходили и сбрасывали свой смертоносный груз на железнодорожные пути и станцию где стоял эшелон27.

Эшелоны №№ 7237–7240 были выгружены 24 июня на станции Трегубки (Трегубово, севернее Вязьмы), а эшелоны №№7241, 7242 – на станции Ржев 25 и 23 июля 1941 года соответственно. По предварительному плану перевозки все эшелоны должны были быть выгружены на станции Ржев28.

16 июля 1941 года на основании приказа НКО СССР № 55 в составе Генерального штаба Красной Армии было сформировано Автомобильно-дорожное управление на базе отдела автотранспортной и дорожной службы Управления устройства тыла и снабжения Красной Армии.

Дорожно-эксплуатационные полки в соответствии с указанным документом должны были находиться в подчинении автомобильно-дорожных отделов армий (отдельные ДЭП армии) либо автомобильно-дорожных управлений фронтов (отдельные ДЭП фронтов)29.

5-й дорожно-эксплуатационный полк был включен в состав 24 армии Резервного фронта. Прямые подтверждения данного факта отсутствуют. Однако на подчиненность полка именно 24 армии указывают следующие доказательства:

- переписка воинов полка с родственниками велась в основном через полевые почты №№ 422 и 235, которые являлись почтой штаба 24 армии 1 формирования30;

- материалы трибунала 24 армии, приговорившего к высшей мере наказания трех красноармейцев 5 ДЭП (Заболотникова Платона Агафоновича, Лузгина Григория Федоровича, Ермилова Георгия Ивановича). Все они были расстреляны за совершения преступления, предусмотренного статьей 58-10 часть 2 УК РСФСР (пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений, а равно распространение или изготовление или хранение литературы того же содержания). Все были в последующем реабилитированы31;

- наградной лист на начальника штаба полка Волжина Ю.Д., награжденного в 1945 году орденом «Красная Звезда». В наградном листе указано, что Волжин Ю.Д. с июля 1941 года служил в 24 армии, в 5-м дорожно-эксплуатационном полку в районе Ельня – Вязьма – Спас-Деменск32;

- сведения об освобождении некоторых военнопленных (например, старшего сержанта Бакарева Василия Ивановича), у которых в графе «в какой части служил до плена» указано «5 ДЭП 24 армии»33;

- 5 ДЭП отсутствует в перечне дорожно-эксплуатационных частей Западного фронта за август 1941 года (в указанный перечень входили 2-й, 17-й, 20-й, 21-й, 41-й, 43-й ДЭПы)34 и не упоминается в приказах и донесениях Резервного фронта (упомянуты 21-й и 82-й ДЭП)35.

21-й ДЭП входил попеременно в состав Западного фронта, Резервного фронта, а также 43 армии Резервного фронта.

41-й ДЭП обслуживал магистраль на главном направлении от Смоленска к Вязьме (командир подполковник Сергей Петрович Деменченко).

В походных колоннах подразделения пятого дорожно-эксплуатационного полка под постоянными ударами немецкой авиации вышли к станции Семлево под городом Дорогобуж Смоленской области, где приступили к выполнению поставленных задач: строили мосты, перевозили топливо для автотранспорта, доставляли в действующие части продовольствие, регулировали движение на дорогах, поддерживали в рабочем состоянии линии связи36.

Штаб полка располагался в населенном пункте Городок в Вяземском районе Смоленской области37.

В августе 1941 года подразделения полка были пополнены мобилизованными красноармейцами из Ивановской, Ярославской и Калининской областей. Значительная часть пополнения прибыла из города Костромы.

Выполнение профильных задач осуществлялось полком не в одном месте, а на значительном числе направлений. Военнослужащие полка фактически были повзводно «разбросаны» по району Вязьма – Ельня – Спас-Деменск.

Красноармеец 4-й дорожно-комендантской роты Чекин Александр Алексеевич в письме с фронта от 8 сентября 1941 года, пишет: «Находимся в 280 километрах от Москвы на Смоленском направлении», упоминает, что 22 августа были в городе Малоярославце, а 28 августа 1941 года – в районе города Спас-Деменска38. (Автомобильное расстояние от Москвы до Спас-Деменска в настоящее время составляет примерно 300 километров.)

О нахождении частей полка в районе города Спас-Деменска также вспоминает Демина Е.И.39

Чекин А.А. пишет, что 31 августа его часть направили на «правый фланг фронта», куда прибыли 1 сентября. Красноармеец в письме отметил, что каждый день видится со своими товарищами из первой роты.

Говоря о событиях июля – сентября 1941 года, нельзя не упомянуть о событии, во многом определившем судьбу значительного числа военнослужащих 5-го ДЭП. Речь идет о Ельнинской наступательной операции, проведенной войсками Резервного фронта.

Не вдаваясь в подробности данного события, кратко отметим следующее. 19 июля 1941 года город Ельня и прилегающие к нему территории был оккупирован немецкими войсками. Начиная с указанного дня и по 6 сентября 1941 года, когда город был освобожден, подразделения 24-й и 43-й армий Резервного фронта непрерывно атаковали немецкие позиции для восстановления первоначального положения. Названные события подробно описаны в значительном числе изданий40.

При штурме немецких позиций войска 24 армии (19-я, 100-я, 106-я, 107-я, 120-я, 303-я и 309-я стрелковые дивизии, 6-я стрелковая дивизия народного ополчения, 103-я моторизованная дивизия, 102-я и 105-я танковые дивизии, а также 10 корпусных артполков, полков РГК и ПТО; первоначально около 60 тысяч человек, около 800 орудий, минометов и установок реактивной артиллерии калибра 76 мм и выше и 35 танков) несли значительные потери.

Компенсировать потери приходилось, в том числе, за счет перевода в боевые части военнослужащих из тыловых подразделений. Бойцы и командиры 5-го ДЭП активно зачислялись в состав стрелковых полков дивизий, ведущих наступление. В качестве примеров можно привести судьбы нескольких командиров и красноармейцев.

Младший лейтенант Бочаров Тимофей Петрович, командир взвода 5-го ДЭП был зачислен в состав 586-го стрелкового полка 107-й стрелковой дивизии 24-й армии. Также в состав 586 стрелкового полка были зачислены, красноармейцы Дронов Андрей Андреевич, Маклаков Лука Парфентьевич. На службу в 422 полк 170 дивизии 24 армии был направлен красноармеец 2 роты 5 ДЭП Глазунов Константин Александрович. В 959 полк 309 стрелковой дивизии 24 армии – рядовой Баргачев Виктор Константинович. В 85 стрелковый полк 100 стрелковой дивизии 24 армии – рядовой Прилипченко Федор Демьянович.  Перечисленные бойцы и командиры либо погибли в боях в составе названных полков, либо попали в плен в ходе битвы за Москву.

С освобождением частями 24-й армии района Ельни 12 сентября 1941 года подразделения 5-го ДЭП переехали в освобожденный город. Данный факт подтверждается различными сведениями, например, письмом с фронта родным рядового 3 дорожно- комендантской роты Артема Федоровича Толстикова41.

О несении полком службы в районе Ельни говорит информация в анкете от 26 августа 1946 гола на розыск рядового 3 дорожно-комендантской роты Голубева Поликарпа Ивановича, заполненной его дочерью Голубевой Ниной Поликарповной. Голубева Н.П. в графе «дополнительные данные о разыскиваемом (письма товарищей, сообщения в/ч, свидетельские показания и т. п.)» указала: «Приехал демобилизованный командир Овчинников, сообщил, что были в городе Ельня Смоленской области и после бомбардировки его[Голубева] не видел»42.

Рядовой 12 роты кабельно-шестовой связи Григорий Иванович Нагайцев вспоминал после войны: «после взятия нашими войсками города Ельни, наша рота переехала в деревню Новоселки, где были до 3 октября 1941 года»43. (Точное место нахождения 12 роты по данным строкам установить затруднительно, так как в Смоленской области несколько населенных пунктов с таким названием, кроме того, есть несколько населенных пунктов с созвучным названием «Новосельцы»).

Задачи полка определялись общими задачами армий Резервного фронта. Приказом командующего войсками фронта Г.К. Жукова от 7 сентября 1941 года № 22 в целях бесперебойного снабжения войск всеми видами материального обеспечения, а также эвакуации в условиях обильного выпада осадков в осенний период и затрудняющих всякое движение, как по дорогам, так и вне дорог, армиям было приказано приступить к ремонту существующих грунтовых дорог; устройству и оборудованию колонных путей подвоза и эвакуации; постройке мостов и запасных объездов у мостов из расчета не менее двух дорог путей подъезда и путей эвакуации на стрелковую дивизию. В качестве рабочей силы поручено привлечь тыловые части, обслуживающие участки дорог44.

Подразделениями 5-го ДЭП были построены мосты через реку Десну и Угру под городом Ельня Смоленской области. Все работы полка проходили под постоянным воздействием авиации противника45.

Помимо ремонта и эксплуатации дорог в полосе 24 армии Резервного фронта подразделения полка выполняли те же функции на участках военно-автомобильной дороги № 1 (ВАД №1). Данный вывод следует из того, что в качестве обратных адресов у некоторых бойцов 5-го ДЭП на конвертах указаны сведения «736 ППС, п/я 84», что соответствует адресу ВАД №1 Западного фронта.

Директивой Западного фронта по тылу №13 от 31 июля 1941 года участками фронтовой ВАД №1 были определены Гжатск, Вязьма, Дорогобуж46. Управление военно-автомобильной дороги № 1 возглавлял майор Амирджан Енокович Даниелян. Военным комиссаром к Даниеляну был назначен Анатолий Филиппович Циргвава. Заместителем начальника дороги стал капитан Седликовский47.

 

§ 2. Участие 5-го ДЭП в битве за Москву

В начале октября 1941 года войска 24-й армии попали в окружение. В кольце немецких войск оказался и пятый ДЭП. 3 октября подразделения полка начали отход на восток в общем потоке отступления частей и соединений48.

Примерно 4, 5 октября в селе Стайки Ельнинского района Смоленской области была отрезана немцами от основных сил полка 3-я дорожно-комендантская рота (около 40 человек). В ходе завязавшегося боя она вся погибла. Подробности этих событий стали известны благодаря вдове красноармейца – старшего писаря 3 дорожно-комендантской роты Толстикова А.Ф. – Кравец Евдокии Фоминичне.

По информации, собранной ею после завершения Великой Отечественной войны, 3-я дкр стояла в селе Стайки Ельнинского района Смоленской области.

Шарамьев Николай, шофер 3 роты писал Кравец Е.Ф. в 1978 году:

Наша дорожно-комендантская рота в первых числах октября 1941 года находилась в селе Стайки под Спас-Деменском. Штаб роты располагался в домике, а солдаты находились в помещении школы. В ночь на 4 октября пришел к нам в школу командир роты и приказал мне, как шоферу, доставить на машине пакет в штаб полка, который находился в 100 км от нас, и ночью же его доставить в роту. В штабе полка мне пакет не вернули, сказали, что дадим утром 4 октября. Рота не могла меня дождаться, подумали, что я погиб, ночью же послали вторую машину и тоже этому шоферу пакет не дали в штабе. Утром мы оба пошли в штаб и опять получили отказ в выдаче пакета. Только часа в 3-4 дня нам дали пакет. Мы поехали в свою роту, но попасть уже не могли – Стайка была занята фашистами. Потом, как выяснилось, там погибла вся наша третья рота за исключением нескольких человек».

Стоит отметить, что упомянутый Толстиков А.Ф. погиб совсем не в бою в селе Стайки, а умер в плену от воспаления легких – в Масюковщинском лагере смерти шталаг №352 49. Вдова узнала об обстоятельствах гибели мужа спустя 69 лет после его ухода на фронт…

Но не все командиры рот ждали «пакетов из штаба» для того, чтобы принять решение об отступлении. Так командир 1 роты Михаил Федорович Длуговской дал команду на отход без санкции сверху. От населенного пункта Гнездилово Смоленской области (ныне – Спас-Деменский район Калужской области) подразделения 5-го ДЭП выходили и пробивались из окружения группами и поодиночке по двум направлениям – на северо-восток (вдоль Минского шоссе через город Гжатск (ныне – Гагарин) в район города Можайска Московской области) и на восток в Калужскую область, а затем в Наро-Фоминский район Московской области. Технику пришлось сжечь или взорвать50.

Отходили, кто как мог. Демина Е.И. вспоминает:

В октябре 1941 года в летней одежде, грязные, промокшие и полуголодные мы заехали в деревню, где сумели помыться, обжарили от блох и вшей белье, а хозяйка нас накормила…»51.

Неизвестный товарищ красноармейца 5 ДЭП Николая Константиновича Капустина писал родственникам с пересыльного пункта после выхода из окружения, что ему пришлось бросить Капустина Н.К. в связи с ранением последнего, несмотря на крики о помощи…

Кто-то из солдат отказывался бросать технику и оставался в окружении.

Г.И. Нагайцев вспоминал, как он выбрался из окружения:

 В ночь на 4 октября 1941 года началось отступление войск, наша рота начала отступление на Вязьму. Потом стало известно о взятии врагами Вязьмы. Всю ночь город горел, а мы от него в 15 километрах. Пытались прорваться, но оказалось, что мы попали в окружение.

До Москвы голодные и холодные шли 14 суток. Очень повезло нам, что выходом из окружения командовал майор Белый. Выехали на шоссе, глянули, и волосы встали дыбом. Не только шоссе забито людьми, но и по обе ее стороны движется народ вплотную друг к другу и пешие и конные и гражданские и военные. Наши машины свернули в лес и вдруг остановились, потому что передние машины немцы обстреляли из минометов. Две машины горят, а водители вывалились из машин и тоже горят. Тогда я первый раз увидел гибель товарищей. Передовую линию мы прошли лесами. Дошли до города Верея и дальше до Наро-Фоминска. От 158 человек в роте  осталось 33 чел. К Москве мы пришли 21 октября 1941 года, нашли свой полк. Он стоял в 14 км от Москвы в деревне Саларьево Кунцевского района»52.

Из данного свидетельства следует, что изначальным направлением отступления было Минское шоссе в направлении Гжатска, так как сбор частей полка был назначен в городе Можайске53.

Отступление через Калужскую область по Киевскому шоссе было вынужденной мерой.

В районе Спас-Деменска, Юхнова и Калуги красноармейцы и командиры 5 ДЭП непосредственно участвовали в оборонительных боях. Так в городе Спас-Деменске во время его обороны, когда нужен был пулеметчик, а его не было, таковым стал регулировщик 5-й дорожно-комендантской роты Василий Иванович Пацев.

В боях за Спас-Деменск 4 октября 1941 года погиб лейтенант Караулов Иван Васильевич.

В бою за город Калуга в октябре 1941 года погиб кавалер ордена «Красной Звезды» лейтенант Бочаров Тимофей Петрович, командир взвода 586 стрелкового полка.

Говоря о потерях 5-го дорожно-эксплуатационного полка в период отступления и выхода из окружения необходимо отметить, что в настоящее время установлено чуть более 260 имен командиров и красноармейцев, погибших и пропавших без вести в названный период времени. Из них практически все не были учтены надлежащим образом. Их имена, а также место службы устанавливались уже после войны на основании так называемых «подворовых обходов», когда родственники красноармейцев писали в военкомат по месту мобилизации данные на не вернувшегося с фронта солдата, прикладывали имеющиеся письма, свидетельства товарищей и т. п.

Единственным обнаруженным извещением о гибели военнослужащего 5 ДЭП является извещение № 211 от 2 ноября 1941 года на упомянутого Караулова И.В. Судя по порядковому номеру, были и другие извещения, но обнаружить их не удалось.

Не все красноармейцы и командиры полка до настоящего времени числятся пропавшими без вести: о ком-то обнаружены сведения о гибели в плену; кто-то попал в плен, но был позднее освобожден советскими войсками; одни погибли в составе других воинских частей; иные вернулись с войны.

Анализ сведений о выявленном пленении военнослужащих 5-го ДЭП (порядка 60 человек), к сожалению, не позволяет выявить закономерности, отличные от иных сведений о полке.  Бойцы попадали в плен в разное время и в разных местах в пределах уже упомянутого треугольника Ельня – Вязьма – Спас-Деменск.

Следы красноармейцев и командиров 5-го ДЭП обнаружены в 19 лагерях для военнопленных разных типов:

1) Stalag54 I A – в годы войны был расположен55 в населенном пункте Штаблак (Stablack) (ныне – Стаблавки (Stablawki), граница России и Польши);

2) Stalag I B (324) – в годы войны был расположен в населенном пункте Хохенштайн (Hohenstein) Восточная Пруссия (ныне – Ольштынек (Olsztynek), Польша);

3) Stalag III B – в годы войны был расположен в населенном пункте Фюрстенберг на Одере (Fürstenberg a.d. Oder) (ныне – Бранденбург, ФРГ);

4) Stalag IV B (344) – в годы войны был расположен в населенном пункте Мюльберг (Mühlberg) (ныне – Саксония, ФРГ);

5) Stalag VI K (326) – в годы войны был расположен в населенном пункте Зенне/Форелькруг (Senne/Forellkrug) (ныне – Северный Рейн – Вестфалия, ФРГ);

6) Stalag VIII F (318) – в годы войны расположен в населенном пункте Ламсдорф (Lamsdorf) (ныне – Ламбиновице — Щадурщице (Lambinowice — Szadurczyce), Польша);

7) Stalag X B в годы войны расположен в населенном пункте Зандбостель (Sandbostel) (ныне – Нижняя Саксония, ФРГ);

8) Stalag XI D (321) – в годы войны расположен в населенном пункте Ербке (Oerbke) (ныне – Нижняя Саксония, ФРГ);

9) Stalag XII E – в годы войны расположен в населенном пункте Замбров (Zambrów) (ныне – Польша);

10) Stalag XX A – в годы войны расположен в населенном пункте Торн (Thorn) (ныне Торунь (Torun), Польша);

11) Stalag XXI C/H – в годы войны расположены в населенном пункте Волльштайн (Wollstein) (ныне — Вольштын (Wolsztyn), Польша);

12) Лагерь 239 – Концлагерь Дорнбург (сублагерь концлагеря Бухенвальд);

13) Stalag 336 – в годы войны расположен в населенном пункте Инстербург (Insterburg) (ныне – Черняховск, Россия);

14) Stalag 352 – в годы войны расположен в населенном пункте Масюковщина (ныне – Белоруссия);

15) Stalag 367 – в годы войны расположен в населенном пункте Ченстохау (Tschenstochau) (ныне – Ченстохова (Czestochowa), Польша);

16) Oflag56 57 – в годы войны расположен в населенном пункте Остроленка (Ostrolenka) (ныне – Польша);

17) Oflag 58 в годы войны расположен в населенном пункте Седлец (Siedlce) (ныне – Польша);

18) Dulag57 130 – в годы войны расположен в населенном пункте Рославль, Россия.

Вопреки распространенному мнению58, нельзя говорить, что 5-й ДЭП после выхода из окружения перестал существовать как полноценное подразделение и был  расформирован.

После выхода из окружения пятый ДЭП решал задачи по строительству объездной дороги вокруг Москвы. Нагайцев Г.И. вспоминал: «До 2 января 1942 года мы строили объездную дорогу вокруг Москвы: таскали на себе бревна, укладывали по болотам, засыпали землей. Распорядок дня был такой, что вставали в 4 часа утра, а спать ложились в час ночи. Два раза в день кормили очень скудной едой. Люди были истощены до предела. Даже удивительно, какие лишения может пережить человек»59.

Дорога, о строительстве которой вспоминал Григорий Иванович, – это обходная полукольцевая дорога вокруг Москвы протяженностью 125 километров, построенная силами подразделений Гушосдора совместно с воинскими частями Автодорожного управления Красной Армии. Строительство дороги позволило все эвакуационные мероприятия и воинские перевозки совершать в обход Москвы60.

В основном подразделения полка находились на Наро-Фоминском направлении (Киевское шоссе). Г.И. Нагайцев вспоминал, что полк стоял в Саларьево, а рота выезжала туда, где надо было строить дороги. Там и жили. С неделю жили в деревне Молоково, девять дней – на даче Калинина М.И. (совхоз Архангельский), полторы недели в Горках Ленинских.

Подъем в 4 часа, отбой в 1 час61.

Пятый дорожно-эксплуатационный полк, перешедший после выхода из окружения в непосредственное подчинение Западного фронта, в указанные период решал и вполне боевые задачи.

В ЦАМО РФ сохранились наградные листы на начальника регулировочного поста №4 дорожно-комендантской роты №5 полка Пацева Василия Ивановича и регулировщика того же подразделения Шахова Василия Игнатовича (представлены к награждению медалью «За отвагу»)62.

Пацев В.И. и Шахов В.И. 2 декабря 1941 года находились на своем посту на Киевском шоссе в районе поселка Апрелевка, когда немецкие танки продвигались в район д. Юшково – с. Петровское (все населенные пункты – Наро-Фоминский район Московской области). Во время бомбежки неприятельскими самолетами, от которой бомбы ложились в 100-150 метрах от 4-го поста регулирования, и образовали воронки на шоссе, награжденные организовали службу регулирования проходящих транспортов в сторону фронта. Были случаи, когда отдельные шоферы, боясь бомбежки, бросали, Шахов В.М. и Пацев В.И. ловили их, сажали в машину и показывали путь в укрытие. Этим было предотвращено создание пробок на дороге. Появившиеся воронки бойцы поста заваливали и создавали проезжее состояние на шоссе. Четкая организация работы позволила избежать жертв, порчи материальной части. Во время движения наших танков и артиллерии в сторону Апрелевки – исходного пункта наших танков – Шахов В.М. и Пацев В.И. руководили их регулированием по сигналам командного пункта, который находился в будке 4 поста.

3 декабря 1941 года противник в районе 4 поста сосредоточил 30 самолетов, которые почти беспрерывно бомбили дорогу. Шахов В.М. и Пацев В.И. не растерялись, а наоборот проявили себя мужественно и продолжали выполнение боевой задачи: регулировать своим постом проходящих транспортов».

После окончания оборонительной операции в ходе битвы за Москву 5 декабря 1941 года началось наступление Красной Армии.

К началу контрнаступления под Москвой 5-й дорожно-эксплуатационный полк, был укомплектован лучше других дорожно-эксплуатационных частей Западного фронта63.

Отдельно стоит отметить, что 5 ДЭП включен в «Перечень соединений и частей Красной Армии, принимавших участие в боевых действиях по обороне Москвы в период с 19 октября 1941 года по 25 января 1942 года и по частям ПВО с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года»64.

Военнослужащие 5-го ДЭП, принимавшие непосредственное участие в обороне города Москвы в течение не менее одного месяца с19 октября 1941 года по 25 января 1942 года, были награждены медалью «За оборону Москвы» (учреждена 1 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР).

В 1945 году командиром 5-го ОДЭБ гвардии майором А. Ю. Писанко утвержден список военнослужащих батальона, принимавших участие в обороне Москвы и подлежащих награждению медалью. В списке 75 фамилий. На самом деле,принимавших участие в битве за Москву ДЭПовцев, конечно, было гораздо больше, просто не все из них довоевали в подразделении до 1945 года. Кто-то был награжден, проходя службу в другой части, кто-то не дожил до дня награждения…

Московская битва наглядно вскрыла организационные недостатки дорожно-эксплуатационных полков. ДЭПы, предназначавшиеся для содержания военных дорог и организации перевозок по ним силами приданных транспортных частей, с последней задачей практически не справились. Громоздкая структура этих полков затрудняла их использование на армейских ВАД, имевших, как правило, относительно небольшое протяжение. Поэтому в декабре 1941 года было принято решение о переформировании всех ДЭПов РККА в более мобильные дорожно-эксплуатационные, а также дорожно-строительные батальоны. Часть расформированных полков пустили для укомплектования управлений и дорожно-комендантских участков ВАД65.

Отдельные дорожно-эксплуатационные батальоны предназначались для регулирования движения, диспетчерского контроля за ним, поддержания установленного порядка, контроля за соблюдением правил движения и маскировки на военно-автомобильных дорогах, их эксплуатационного содержания.

Батальон состоял из трех дорожно-комендантских рот. Позднее в 1944 году в целях универсализации подразделений в дорожно-эксплуатационные батальоны включались дорожные и мостовые взводы. Отдельный дорожно-эксплуатационный батальон организовывал эксплуатацию до 150 километров дорог66.

——

Примечания

21 Ивлев И.И. «…А в ответ тишина – он вчера не вернулся из боя!» // «Умылись кровью»? Ложь и правда о потерях в Великой Отечественной войне. М., 2012. С. 264.

22 ЦАМО РФ, ф.58, оп., 977527, д.141, л.172 (цитируется по ОБД «Мемориал»).

23 Ярославцев К.В. Указ.соч.

24 Ростов Н.Д. Подготовка резервов для фронта в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материалах Сибирского военного округа и Забайкальского фронта): дисс. … докт. ист. наук: Кемерово. 2009.

25 Умник Н.В. Мы вели машины, объезжая мины, по путям – дорожкам фронтовым (об участнике Великой Отечественной войны Г.И. Нагайцеве из с. Боровиха) //Первомайский вестник. – 2007. – 8 мая.

26 Интернет-сайт «Солдат.ру». URL: http://soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=15650.

27 Демина Е.И. Радость победы // Девичья юность закалялась в боях: сборник воспоминаний. Восточный институт экономики, гуманитарных наук, управления и права. Уфа, 2000. С. 40.

28 Интернет-сайт «Солдат.ру». URL: http://soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=15650.

29 Приказ НКО от 16.07.1941 года №0055 о сформировании Автомобильно-дорожного управления Генерального штаба Красной Армии, автомобильно-дорожных отделов ?штабов фронтов, военно-автомобильных дорог, 35 автобатальонов, 8 дорожно-?эксплуатационных полков и 11 военно-дорожных и мостовых батальонов // ЦАМО РФ. Ф. 4. Оп. 11. Д. 62. Л. 231-232.

30 Интернет-сайт «Солдат.ру». URL: http://soldat.ru/pps.html.

31 Интернет-сайт Международного общества «Мемориал». URL: http://lists.memo.ru.

32 ЦАМО РФ, ф. 33, оп. 744808, д. 24 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

33 ЦАМО РФ, ф. 58, оп., 18003, д. 1412 (цитируется по ОБД «Мемориал»).

34 ЦАМО РФ, ф. 208, оп., 2511, д. 229, л. 50 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

35 ЦАМО РФ, ф.219, оп., 679, д.д.3-5, 24-26, 28, 30, 50 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

36 Ярославцев К.В. Указ соч.

37 Нагайцев Г.И. Воспоминания (рукопись).

38 ЦАМО РФ, ф.58, оп.18004, д.2078 (цитируется по ОБД «Мемориал»).

39 Демина Е.И. Указ соч.

40 См. напр.: Лубягов М. Под Ельней в сорок первом. — Смоленск: Русич, 2005.

41 Интернет сайт ИД «Алтапресс». URL: http://altapress.ru/65let/archives/1718.42 Интернет-сайт ОБД «Мемориал». URL: http://obd-memorial.ru.

42 Хорошилов Г., Баженов А. Ельнинская наступательная операция 1941 года // ВИЖ, № 9, 1974; Александров С. 43-я армия в боях на Десне летом-осенью 1941 года.  Интернет-сайт ОБД «Мемориал». URL: http://obd-memorial.ru.

43 Нагайцев Г.И. Воспоминания (рукопись).

44 ЦАМО РФ, ф.219, оп.679, д.3, л.90 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

45 Ярославцев К.В. Указ соч.

46 ЦАМО РФ, ф.208, оп.224922с, д.1, л.л.93-96 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

47 Кондратьев З.И. Дороги войны. М.: 1968. С. 28, 29

48 Ярославцев К.В. Указ соч.

49 ЦАМО РФ, ф.58, оп.18003, д.408 (цитируется по ОБД «Мемориал»).

50 Ярославцев К.ВУказ соч.

51 Демина Е.И. Указ соч.

52 Умник Н.В. Мы вели машины, объезжая мины, по путям – дорожкам фронтовым (об участнике Великой Отечественной войны Г.И. Нагайцеве из с. Боровиха) //Газета «Первомайский вестник». – 2007. – 8 мая.

53 Демина Е.И. Указ соч.

54 Stalag – лагерь для военнопленных рядового и сержантского состава.

55 Местоположение всех лагерей по материалам Интернет-сайта «Солдат.ру». URL: http://soldat.ru.

56 Oflag – лагерь военнопленных офицеров.

57 Dulag – пересыльно-сортировочный лагерь для военнопленных.

58 Колтаков К. Г., Никишаева В.П. Бийск: энциклопедия. – Бийск, 2009. С. 237.

59 Умник Н.В. Указ. соч.

60 Федоров В.Т. Дорожные войска в битве за Москву // Автомобильные дороги. 1981. № 12.

61 Нагайцев Г.И. Воспоминания (рукопись).

62 ЦАМО РФ, ф. 33, оп. 682524, д. 271 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

63 Шапошников Б.М. Битва за Москву. Московская операция Западного фронта 18 ноября 1941 г. – 31 января 1942 г. – М., 2006. – С. 382.

64 Военно-исторический архив – 2001. – Выпуск 8. С. 70-84.

65 Федоров В.Т., Засов И.А. Дорожные войска в Великой Отечественной войне (Опыт эксплуатации, строительства и восстановления военных автомобильных дорог). – М.: Транспорт, 1985. С. 22.

66 Рязанов М.Ф. Дорожный войска Второго Белорусского фронта в завершающей кампании Великой Отечественной войны (январь – май 1945 г.): дисс. … канд. ист. наук: М. 2009. С. 83.

 

© Останин А.А., 2013

  1. Я внук мл. лейтенанта Бочарова Тимофея Петровича. Хочу поблагодарить вас за книгу, огромное вам спасибо и дай вам Бог здоровья.

    Отзыв от Бочаров Сергей — 18.08.2014 в 19:32
  2. Доброго времени суток, Сергей!
    Я переслала Ваш отклик автору книги о 5 ДЭПе Александру Останину.

    Сама же хочу спросить Вас вот о чем. Александр пишет, что в ходе освободительных боев за Ельню командир взвода 5-го ДЭПа мл. лейтенант Бочаров Тимофей Петрович был зачислен в состав 586-го стрелкового полка 107-й алтайской стрелковой дивизии, а в октябре 1941 года командир взвода 586 стрелкового полка кавалер ордена Красной Звезды лейтенант Бочаров Тимофей Петрович погиб в бою за город Калуга.

    В приказе же об исключении из списков он проходит как пропавший без вести в октябре 1941 года комендант 2-го разряда 5 ДЭПа:

    74649410
    Информация из приказа об исключении из списков
    Фамилия Бочаров
    Имя Тимофей
    Отчество Петрович
    Дата рождения/Возраст __.__.1912
    Последнее место службы 5 дор.-экспл. полк
    Воинское звание лейтенант
    Причина выбытия пропал без вести
    Дата выбытия __.10.1941
    Название источника информации ЦАМО
    Номер фонда источника информации 33
    Номер описи источника информации 11458
    Номер дела источника информации 629
    http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=74649410

    Книга памяти Алтайского края повторяет эту информацию без указания места службы л-та Бочарова, но с указанием точной даты исчезновения — 18.10.1941:

    401808112
    Информация из Книги Памяти
    Фамилия БОЧАРОВ
    Имя ТИМОФЕЙ
    Отчество ПЕТРОВИЧ
    Дата рождения/Возраст __.__.1912
    Дата выбытия 18.10.1941
    Название источника информации Книга памяти. Алтайский край. Том 7, с. 45
    http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=401808112

    Скажите, в семье сохранилась похоронка на деда? Что в ней написано?

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 18.08.2014 в 22:47
  3. Добрый день Тамара. Дело в том, что с моим дедом в ОБД есть кое какая путанница. В ОБД есть Бочаров Тимофей Петрович мл. лейтенант комендант 2го разряда 5ДЭП и запись. Жена Бочарова Анастасия Ефимовна 1910гр и их место жительства я к стате сам родился по этому месту жительства. В то же время в ОБД мой дед записан как Бочаров Тимофей Павлович мл. лейтенант ком. взвода 5гвсд 586сп и запись, жена Бочарова Анастасия Ефимовна ну и соответственно тот — же адрес. Похоронка у меня не сохранилась но я её помню почти наизусть. Ваш муж и отец героически сражаясь в боях за советскую родину пропал без вести под городом Калуга. У меня есть письма с фронта где он пишет, что его переводят в другую часть и адрес этой части 586срполк 1ботальон 2я рота. Я звонил в Калугу мне ответили,что он похоронен на Пятницком кладбище г Калуга в братской могиле. Я в интернете нашел это кладбище и своего деда Бочаров Т.П.Тамара в Одноклассниках есть мной созданная группа 107стрелковая дивизия ( 5гвсд). Там я выложил фото своего деда и его несколько писем, к стати и письмо где он пишет о своем переводе. Если вам интересно то зайдите ко мне в одноклассники. и Еще В КП г Калуга он записан как Павлович, а не Петрович а остальные данные все совпадают. Если сравнить КП Алт края где он Павлович (настоящее отчество ) и КП г. Калуга где он Петрович то это одно и то же лицо.

    Отзыв от Бочаров Сергей — 20.08.2014 в 13:50
  4. Спасибо, Сергей!

    Хоть я в социальных сетях «не прописана», непременно загляну в Вашу группу по 107-й сд на «Одноклассниках» через дочь или внука.

    Но что касается фотографии и писем Вашего деда, перешлите мне их, пожалуйста, в хорошем разрешении на e-mail: tadmit2009@yandex.ru.

    В настоящее время решается вопрос об издании 10-го дополнительного тома Книги памяти Алтайского края. Если решение будет положительным, мы сможем, опубликовать в нем не только списки до сих пор не увековеченных земляков и многочисленные поправки по уже занесенным, но и рассказать о неизвестных фронтовых судьбах алтайских воинов и их установлении, а также почти неизвестных судьбах ряда наших алтайских формирований, к числу которых относятся и бийские ДЭПы.

    Так что история Вашего деда могла бы стать ценной иллюстрацией к истории 5-го ДЭПа. Но еще до того мы опубликуем присланные Вами материалы в рубрике «Дорожно-эксплуатационные полки (Бийск)» электронной версии нашего проекта «Книга памяти, том 10-й», как опубликовали прежде письма Артема Федоровича Толстикова, служившего в 3-й дорожно-комендантской роте 5-го ДЭПа (Письма из 1941-го — http://blogs.altapress.ru/65let/archives/1718).

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 21.08.2014 в 14:02
  5. Какой же Вы молодец, Сергей!

    Спасибо за присланные письма деда, фотографии и сканы фрагментов наградного листа! Ваши семейные реликвии будут обязательно опубликованы в нашем проекте, ну а дальше, если получится с изданием 10-го тома Книги памяти Алтайского края, то и в нем.

    Поскольку Вы — главный архивариус семьи, не поделитесь ли еще воспоминаниями о довоенном периоде жизни Тимофея Петровича?

    А еще расскажите немного о своем поиске — уточнении боевого пути деда и поездке на его могилу. Все-таки у нас проект поисковый, и Ваш опыт может оказаться кому-то полезным.

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 22.08.2014 в 15:54
  6. Спасибо огромное, Сергей!
    За Ваш рассказ о судьбе деда Тимофея Петровича и присланные сканы его документов.
    Все это увидит свет в нашем проекте.

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 24.08.2014 в 10:13
  7. Спасибо вам!!!

    Отзыв от Бочаров Сергей — 24.08.2014 в 15:39
  8. Я ответила Вам подробнее на электронку, бросила несколько ссылок, которые могут Вас заинтересовать. Одна — про дедова сослуживца по 5 ДЭПу ст. сержанта Пацева Василия Ивановича —
    А он лежал на поле боя…
    http://blogs.altapress.ru/65let/archives/3459

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 24.08.2014 в 16:19
  9. Спасибо. Тамара, если вас заинтересует то зайдите ко мне в одноклассники 5гвсд и посмотрите немецкое видео ;Заход немцев в Калугу; ( осень 1941г)

    Отзыв от Бочаров Сергей — 25.08.2014 в 19:37
  10. Хорошо, спасибо!

    Кстати вчера возвратились с Вахты памяти у Зайцевой горы в Калужской области наши друзья из Республики Алтай:

    Вернулись с Западного фронта
    http://blogs.altapress.ru/65let/archives/4374

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 25.08.2014 в 19:55
  11. Спасибо Вам и низкий поклон! Сегодня, в день памяти неизвестных солдат, нашла информацию о своем двоюродном деде. Он служил в 5 ДЭП 2 ДКР (п/п 422). Иванов Василий Александрович, призван Костромским РВК в 1941, пропал без вести. Написано, что в январе 1942 года. Известно ли что-либо о судьбе 2 ДКР? Пока нашла только о погибшем 3 ДКР.

    Отзыв от Светлана — 04.12.2014 в 00:45
  12. Доброго времени суток, Светлана!
    Аналогичная запись о Вашем двоюродном деде есть на с. 73 в книге А. Останина о 5 ДЭПе:

    «110. Иванов Василий Александрович, 1902 года рождения, Рязанская обл., г. Лебедянь, Кузнецкая слобода. Мобилизован 21.08.1941 Костромским ГВК, г. Кострома. Красноармеец 2-й дорожно-комендантской роты 5 ДЭП. Пропал без вести«.

    Что касается судьбы 2-й ДКР, то известно, что в августе 1941 — январе 1942 года подразделения 5 ДЭПа воевали на территории Смоленской, Калининской (Тверской), Калужской, Московской областей, освобождали Ельню и защищали Москву.

    В начале октября 1941 года войска 24-й армии, в состав которой входил 5 ДЭП, попали в окружение. В 20-х числах полку удалось пробиться к своим. Именно на период окружения на территории Смоленской области согласно анкете по розыску приходится пропажа Василия Александровича:
    http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=7785389
    http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=71970672
    Официально же он был признан пропавшим без вести спустя три месяца — с января 1942 года. Более точно место и время гибели Вашего деда не задокументированы.

    В книге А. Останина приводится список 28 солдат 2-й ДКР, пропавших без вести в октябре-декабре 1941 года. 15 из них мобилизованы из Костромской области. Возможно, у кого-то из родственников сослуживцев Вашего деда остались их фронтовые письма, по которым можно было бы отследить боевой путь роты в этот период, а возможно и кто-то из выживших оставил воспоминания. Попробуйте узнать в военкомате, госархиве, краеведческом музее Костромы. Если возьметесь за такой поиск, сообщите мне свою электронную почту (укажите в ответном отклике), я пришлю Вам список А. Останина.

    Вечная память неизвестным и пропавшим без вести воинам!

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 04.12.2014 в 02:29
  13. Здравствуйте, Тамара!
    Это был двоюродный старший брат моей любимой бабули. Она говорила, что он был очень хороший и добрый. В последнем письме написал:» Идем в бой. Если останусь жив -напишу.» И все… Сообщили, что пропал без вести. А бабуля вспоминала его до конца жизни (90 лет) и плакала…
    Спасибо Вам огромное за великое дело, которое Вы делаете! Мы ВСЕМ обязаны этим известным и безвестным ВОИНАМ. Вечная им память!
    Буду пытаться еще хоть что-нибудь узнать о нашем солдате…Почту я указала. Буду очень благодарна, если Вы пришлете мне список.
    С уважением,
    Светлана

    Отзыв от Светлана — 04.12.2014 в 22:47
  14. Доброго времени суток, Светлана!
    Отправляю Вам обещанный список 2-й ДКР, в которой служил Ваш родственник В. А. Иванов. В этом списке несколько земляков-однополчан Василия Александровича, мобилизованных с ним в один день 21.08. 1941 г. Все они могли быть направлены на пополнение 5-го ДЭПа в одной команде и воевать вместе. В архиве военкомата призыва должна сохраниться Алфавитная книга призванных. Если повезет, в ней могут быть указаны дата отправки и место назначения. Таким образом Вы узнаете, где и когда начался фронтовой путь этих людей. Затем нужно будет проверить по ним записи в журнале учета безвозвратных потерь. Возможно, у кого-то будут указаны конкретные дата и место выбытия. Таким образом можно будет примерно установить маршрут передвижения роты.

    И ещё. Сохранилось ли письмо Василия Александровича, которое Вы цитируете? Может быть, в нем есть дата, № полевой почты, какие-то косвенные указания на место, где находится рота.

    Желаю удачи в поиске!

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 05.12.2014 в 02:08
  15. Здравствуйте, Тамара!
    Я очень Вам благодарна!
    О письме я знаю понаслышке от бабули. К сожалению, связь с женой Василия Александровича после войны была утеряна. Из найденной анкеты я поняла, что последнее письмо было в октябре 1941 года, а полевая почта — 422.
    Попробую хоть что-нибудь еще узнать. Надеюсь, мне повезет!
    Еще раз большое спасибо!
    С уважением, Светлана.

    Отзыв от Светлана Котова — 05.12.2014 в 17:34
  16. Да, Светлана, п/п 422 указывает на принадлежность к 5-му ДЭПу. Но я не случайно попросила Вас уточнить, если возможно, адрес на цитируемом письме Василия Александровича. В период, который Вас интересует, происходило переподчинение и переформирование дорожно-эксплуатационных частей. Хотелось проверить, этот ли же обратный адрес стоял на упоминаемом письме. В конце августа 1941 года, когда в 5-й ДЭП пришло пополнение из Костромы, выполнение профильных задач осуществлялось полком не в одном месте, а на значительном числе направлений. Военнослужащие полка фактически были повзводно «разбросаны» на Смоленском направлении по району Вязьма — Ельня — Спас-Деменск, указывает в своей книге А. Останин, ссылаясь на ряд источников.

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 05.12.2014 в 18:14
  17. В книге Останина опубликован не полный список военнослужащих 5 дэп и его можно пополнить еще 160-ю именами. Дополнительный список уже составлен. Все военнослужащие награждены медалями «За оборону Москвы» и другими правительственными наградами.
    Основная часть личного состава продолжила службу в 5 одэб ВАД2 Зап Фр, ВАД35 (бывший ВАД2), 2БелФ, 3 БелФ, 40 омостсб (отдельный мостостроительный батальон),6 батальон 27 автополк, 10 Автобригада Зап Фр/27 автополк 3 БелФ, 446 отдельного батальона автоцисцерн/248 орац 3 БелФ и другие подразделения. Часть медиков направлена в 3 ПрибФ 46 арм. сэо 20 А санэпид отряд № 46.
    В наградном листе шофера 5 дэп Шадринцева Евсея Васильевича 1914,совершившего дерзкий подвиг, есть подтверждение тому, что полк дислоцировался в Спас-Деменске . «В 1941г. при отходе 5 ДЭП из г. Спас-Деменска его машина осталась в городе , который был занят танками противника. Шадринцев пробрался в город и ночью угнал свою машину, пробрался в свою часть, пройдя боевые порядки противника в р-не жел. дор. станции Волоста Пятница».
    Из народного хозяйства в 5 дэп поставлены автомобили ЗиС-65 и 18 тракторов ЧТЗ-65, почти все требовали капитального ремонта. Во вновь сформированном 5 дэб в январе 1941г. в подразделениях не было ни одного трактора, их собирали из совершенно разбитых. Некоторые автомобили тоже собирали своими руками ,ефрейтор Увыхмин Кирилл Ильич 1917 «свой ЗиС-5 собрал лично из брошенных частей». Стоит отметить бережное отношение к технике, которая постоянно поддерживалась в исправном состоянии. Капитальный ремонт выполняли квалифицированные слесари, сами изготавливали поршневые кольца и другие дефицитные детали. Трактор ЧТЗ-65 , ефрейтора Репренцева Ефима Фроловича, 1912 г. р. , «прошел от Наро-Фоминска до Торне без капитального ремонта», расчищая себе и другим дорогу. Попутно собрал 500 тонн металлолома, под обстрелом отбуксировал с поля боя 26 средних танков. И таких примеров много.

    Отзыв от Сергей — 15.11.2015 в 22:04
  18. Доброго времени суток, Сергей!
    Очень важное сообщение! Если дополнительный список личного состава 5 ДЭПа готов и Вы согласны разместить его в нашем проекте, пришлите мне его, пожалуйста, на электронку: tadmit2009@yandex.ru.

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 17.11.2015 в 01:33
  19. Здравствуйте! Список личного состава 5 одэп, награжденных за оборону Москвы и за другие заслуги, был обнаружен с непростительным опозданием. Все оказалось очень просто, надо было в поиске задать: расширенный, еще больше и номер части (5 дэп). Из наградных листов можно узнать много дополнительной информации о 5 одэп, боевой путь 5 одэб и в какие части были направлены военнослужащие полка после переформирования 18.01.42г.

    Отзыв от Сергей — 17.11.2015 в 18:54
  20. Список награжденных 5 одэп, можно найти на Солдат.ru ,(Подфорумы:Сухопутные войска (пехота, танки, кавалерия, их запасные части), по теме 5 дорожно-эксплуатационный полк (5 ДЭП).

    Отзыв от Сергей — 10.01.2016 в 21:39
  21. Прошу прощения! Вот правильная ссылка. Войти можно без регистрации. Солдат.ru,
    Прочие войска (тыл, центральное подчинение),5 дорожно-эксплуатационный полк (5 дэп)

    Отзыв от Сергей — 10.01.2016 в 22:04
  22. Спасибо большое за то, что предоставили возможность прочитать данную книгу! Узнала о судьбе на фронте моего прадеда Голубева Поликарпа Ивановича.

    Отзыв от Екатерина — 01.12.2016 в 05:29
  23. Екатерине

    Рада за Вас, Екатерина! Спасибо автору Александру Останину за сотрудничество с нашим проектом и разрешение разместить в нем книгу о 5 ДЭПе. Целиком книгу Александра Останина можно прочесть в нашем проекте по адресу: http://blogs.altapress.ru/65let/archives/4960 (кликайте по ссылке История боевого пути 5-го ДЭПа в тексте).
    Пожалуйста, указывайте, отправляя комментарии и сообщения, свой e-mail. Он не будет публиковаться, а мы сможем в случае необходимости связаться с Вами.
    Всего Вам доброго!

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 01.12.2016 в 13:56
  24. Огромное Вам спасибо за неизвестный мне ранее факт ео гибели моего двоюродного деда-Артемия Федоровича Толстикова. Бабушка Кравец Е.Ф. рассказывала только о нем,как о без вести пропавшем под Ельней. О том,что он погиб в шталаге узнала из вашей публикации. Конечно,немедленно поделилась новостью с мамочкой — его племянницей Бахаревой Валерией Леонидовной. Мамочка до сих пор ничего не знает о боевом пути своего отца, моего родного дедушки-Бахарева Леонида Федоровича. Мои дедушки перед призывом на фронт вместе некоторое время проходили обучение. Но вот в каком подразделении Дед Леонид Федорович Бахарев уходил на фронт-найти пока не могу. Документов об этом в семье не сохранилось. Украли вместе с наградами и облигациями госзайма в ень похорон деда в мае 1949 года.Пожалуйста,помогите! Заранее благодарна за любую весточку.

    Отзыв от Юлия Бахарева — 19.05.2017 в 22:40
  25. Юлии Бахаревой

    Юлия, фронтовую судьбу Вашего двоюродного деда — Артемия Федоровича Толстикова — впервые в нашем проекте 25.11.2010 г. проследил бийчанин Сергей Горшков:
    Семеро узников фашистских лагерей из 5-го ДЭПа
    http://blogs.altapress.ru/65let/archives/1075
    На этот материал откликнулся внук солдата Артем Толстиков. Он прислал в наш проект письма деда, с которыми Вы можете познакомиться здесь:
    Письма из 41-го
    http://blogs.altapress.ru/65let/archives/1718

    Что касается Вашего дедушки, Леонида Федоровича Бахарева, то нам с Вами, увы, поделиться нечем. Ну, разве что советом.
    1. Как правило, основным источником сведений о боевом пути не погибшего фронтовика служат его наградные документы, главным образом наградные листы к орденам и медалям, полученным за проявленное личное мужество, а не за участие в обороне или освобождении тех или иных городов, «За победу над Германией», «За победу над Японией».
    2. Обратитесь с запросом в военкомат призыва. Там могут сохраниться записи в алфавитной книге призванных и списке команды, с которой дед был отправлен к месту службы. Если повезет, то в этих документах может быть указано место назначения, номер части или полевой почты.
    3. На сайте «Бессмертного полка» Вы указали, что по возвращении с фронта Леонид Федорович был назначен главным бухгалтером Главного территориального управления трудовых и материальных ресурсов в г. Барнауле. Эта должность относится к числу номенклатурных. Попробуйте найти личное дело дедушки в фонде управления в Государственном архиве Алтайского края.

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 22.05.2017 в 00:00
  26. Добрый день! Я правнук Писанко Аполлона Юлиановича, командира 5 ДЭПа. Собираю материалы о прадеде, которого никогда не видел. Имею некоторые документы из различных архивов и фото. В этом году нашёл его могилу в Киеве. Интересные сведения узнал из Вашей книги. Спасибо!

    Отзыв от Руслан — 29.06.2018 в 22:35
  27. Появляется дополнительная информация боевого пути 5 одэп.Так, в газете «Бийский рабочий», напечатана статья (История: где располагалась улица Морозовская. Автор: Ксения Цапко ) . Если верить этим данным , то полк принимал участие в «Прутском походе» (июнь 1940 г.) и установлено точное место дислокации полка в г. Бийске в конце 1940г.
    «…с 1940 года – 5-й отдельный дорожно-эксплуатационный полк, переведенный в Бийск из Бессарабии .В годы Великой Отечественной войны здесь размещался учебный артиллерийский полк. После сноса в 1960-х годах ветхих деревянных казарм и прочих построек, здесь были построены капитальные кирпичные здания(территория, занятая домами №№ 82, 84/1, 84/2, 99, 100,102, ул. Революции). В послевоенный период это место получило наименование «Военный городок №2».
    По поводу подчинения 5одэп и совместных боевых действиях в составе 24 Армии.
    В книге маршала Шапошникова «Разгром немецких войск под Москвой», точно указано:
    «К началу наступления в составе фронта числилось четыре дорожно-эксплуатационных полка, один дорожно-эксплуатационный батальон и отдельная рота регулирования. Из них только один 5-й дорожно-эксплуатационный полк, находившийся в распоряжении фронта, и 41-й дорожно-эксплуатационный полк 30-й армии были более или менее укомплектованы. Дорожно-эксплуатационный полк 50-й армии как действующая часть последний раз показан в сводке от 1 декабря 1941 года.»
    Далее, маршал Шапошников делает вывод , что практика фронтового подчинения одэп , не оправдала себя .
    «Вопрос о придаче фронту дорожно-эксплуатационных частей не раз ставился перед центром. Но только теперь, имея опыт в организации подвоза в условиях наступательной операции, фронт сделал вполне реальные расчеты: Для устройства военно-автомобильных дорог фронтом было затребовано по одному дорожно-эксплуатационному полку на армию и на каждую фронтовую военно-автомобильную дорогу.»

    Отзыв от Сергей — 31.01.2019 в 20:00
  28. Сергею Горшкову

    Интересная информация, Сергей!
    Рада весточке от Вас. Хочу посоветоваться с Вами и с Александром Останиным вот по какому поводу.
    В настоящее время создан портал «Книга памяти Алтайского края», работающий пока в тестовом режиме, идёт его наполнение в первую очередь новыми, не занесенными в девятитомник «КП АК» 1992 — 1996 гг. выпуска именами и информацией об установлении боевого пути занесенных алтайских фронтовиков, считавшихся без вести пропавшими.

    Записи выглядят примерно таким образом:
    «Хортов Иван Михайлович. Родился в 1924 году в с. Новоперуново Тальменского района Алтайского края. Призван Тальменским РВК в 1941 году.
    Служил в составе 44-й отдельной стрелковой бригады, сформированной в г. Красноярске. Младший сержант, командир отделения роты автоматчиков. Награжден орденом Красного Знамени.
    Считался пропавшим без вести в мае 1943 года.
    Останки Ивана Михайловича Хортова обнаружены региональным поисковым объединением «Ямальский форпост» (Ямало-Ненецкий автономный округ) 27 апреля 2016 года на поле боя в урочище Рамушево Старорусского района Новгородской области вместе с останками Мазина Ивана Яковлевича в одной стрелковой ячейке. Благодаря этому была установлена точная дата гибели младшего сержанта Хортова — 24 апреля 1942 года.

    Останки Ивана Михайловича Хортова захоронены 14 мая 2016 года в с. Кашкарагаиха Тальменского района Алтайского края.

    В Книге Памяти Алтайского края не увековечен».

    Хотела бы видеть вас обоих с Александром Останиным в качестве авторов подобных записей для КП АК по 5 ДЭПу. Жду от обоих положительного ответа. Дальше обо всем договоримся в личной переписке по e-mail.

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 01.02.2019 в 12:55
  29. Здравствуйте, Тамара Петровна!
    Огромное спасибо за письмо.
    Руслану по поводу Писанко А.Ю. написал, жду обратной связи.

    Статья в «Бийском рабочем» интересная. Правда, про нахождение полка во втором военном городке я писал в книге (стр.16), а про 5-й ДЭП и Прутский поход (участие в присоединении Бессарабии и Северной Буковины в 1940 г.) действительно любопытно. Логика в этом (участии) есть, т.к. в 1939 г. 5 ДЭП участвовал в присоединении Западной Украины (стр.15).
    Шапошникова я тоже цитировал (стр.41).

    По поводу участия в проекте 10 тома: я за любой вид участия. Согласен на любое использование всего собранного мною материала.

    Также я не знаю, думали ли вы об этом, но по опыту своему могу сказать, что ужасно не хватает еще такого издания как «Книга Славы». То есть «книга памяти» — это про тех кто с войны не вернулся, а «книга славы» про тех кто с войны вернулся.
    Почему-то я за все время поиска встретил такое издание только по Костромской области, оно очень мне помогло в работе над книгой.

    Отзыв от Александр Останин — 06.02.2019 в 02:52
  30. Александру Останину
    Здравствуйте! Александр,Вы пишите: «5-й дорожно-эксплуатационный полк был включен в состав 24 армии Резервного фронта».
    Из книги маршала Шапошникова: «Из них только один 5-й дорожно-эксплуатационный полк, находившийся в распоряжении фронта». Разница очевидна, то есть, полк находился в непосредственном подчинении Резервного фронта, потому и название — отдельный. Речь идет о подчинении 5 одэп, быть в составе, не одно и то же.

    Отзыв от Сергей — 13.02.2019 в 15:22
  31. Тамара Петровна, здравствуйте!
    А как быть с теми, чьи имена есть в списках безвозвратных потерь, считаются пропавшими без вести, а в печатных Книгах памяти их имена не увековечены?

    Отзыв от Сергей — 13.02.2019 в 20:53
  32. Здравствуйте, Сергей Анатольевич!
    Да как быть — УВЕКОВЕЧИВАТЬ! Только предварительно пробить по всем возможным базам. Может, и найдётся пропавший без вести как погибший с искажённой фамилией, именем или отчеством. И обязательно указывать ссылку на найденный документ.
    Лучше всего такие подсказки искать на портале «Память народа».

    Отзыв от Тамара Дмитриенко — 13.02.2019 в 23:12

RSS-лента комментариев. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>