Книга памяти, том 10-й

Проект газеты «Свободный курс»

- Новости,Вся лента,Дорожно-эксплуатационные полки (г. Бийск),Защитники Москвы,Книга памяти Алтайского края,Смоленский маршрут Алтая,Справочная информация,Уточненные судьбы

04.01.2014

Книга о 5-м ДЭПе. Глава 3-я. 1942–1945 гг. От Москвы до Одера

В московском издательстве «Либри плюс» вышла книга, посвященная развернутому в начале Великой Отечественной войны в г. Бийске 5-му дорожно-эксплуатационному  полку. Ее автор – Александр Останин, правнук рядового 12-й роты кабельно-шестовой связи Абрама Тимофеевича Останина, пропавшего без вести в октябре-декабре 1941 года.

Более трех лет наш проект «Книга памяти, том 10-й» (http://blogs.altapress.ru/65let) ведет рубрику «Дорожно-эксплуатационные полки (г. Бийск)». За это время в ней опубликовано более десятка материалов о 5-м ДЭПе, участвовавшем в сражениях под Вязьмой, Ельней, Спас-Деменском, Москвой, Калугой и обеспечивавшем войскам Красной Армии дорогу на передовую в самый трудный начальный период Великой Отечественной войны.

У полка нет собственного фонда в Центральном архиве Министерства обороны РФ и Российском государственном военном архиве и до недавнего времени не было своей истории. Но благодаря усилиям нескольких исследователей (главным образом, родственников погибших и пропавших без вести дэпоцев бийчан Константина Ярославцева и Сергея Горшкова, москвича Александра Останина) история у полка начала появляться. Установлен его боевой путь, судьбы более 400 солдат и офицеров. Большую роль сыграли в этом публикации Сергея Горшкова в нашем проекте, получившие более 100 откликов. А недавно Александр Останин выпустил в Москве книгу, которую не без основания назвал историей 5-го ДЭПа*.

В работе исследована история 5-го дорожно-эксплуатационного полка (5 ДЭП) в период с 1939 по 1942 год, а также 5-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона (5 ОДЭБ) с начала 1942 по май 1945 года. Особое внимание уделено потерям 5 ДЭПа в 1941 году.

Книгу отличает систематизация и структурирование материала. По-настоящему уникальным,  ранее никем ни в каком виде не изданным, не обсужденным, не перечисленным, по мнению автора, является материал третьей главы о боевом пути преемника 5-го ДЭПа – 5-го ОДЭБ (1942 – 1945 годы).

С разрешения автора мы публикуем в нашем проекте вторую (http://blogs.altapress.ru/65let/archives/3781) и третью главы вышедшей книги, которые, на наш взгляд, принципиально важны для тех, кто продолжает  устанавливать фронтовые судьбы воинов этих частей, т. к. с документальной точностью подсказывает, где в тот или иной период войны они находились.

В дальнейшем мы намереваемся опубликовать и содержащиеся в книге именные списки личного состава 5-го ДЭПа.

Тамара ДМИТРИЕНКО. 

 

P. SОбещание выполнено. Всю книгу Александра Останина о 5 ДЭПе целиком можно прочесть в нашем проекте по адресуhttp://blogs.altapress.ru/65let/archives/4960.

—-

* Останин А. А. Краткая история 5-го дорожно-эксплуатационного полка и 5-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона. – М.: Издательство «Либри плюс», 2013. – 140 с. + илл., вкл.

 

ГЛАВА 3. БОЕВОЙ ПУТЬ 5-ГО ОДЭБ

(1942 – 1945 годы)

 

5 ДЭП в начале января 1942 года был переформирован в 5 ОДЭБ67. Часть личного состава полка была зачислена в новый батальон, другая – направлена в 134-й ОДЭБ, 5-ю и 1-ю гвардейские стрелковые дивизии, управление 2-й Военно-автомобильной дороги (командиром ВАД № 2 назначен освобожденный от должности командира 5-го ДЭП Кузьма Андреевич Прокопенко), а также в другие части.

Исторический формуляр пятого ОДЭБ68 гласит, что батальон сформирован 18 января 1942 года в деревне Бурцево Наро-Фоминского района Московской области на базе 5-го дорожно-эксплуатационного полка. Основными кадрами 5 ОДЭБ стал личный состав машинно-дорожного батальона 5-го ДЭП. Командиром назначен капитан Вертий Г.Г.

Батальон был недостаточно укомплектован техникой, имея в своем составе несколько автомашин, тракторов и дорожных машин.  Подразделение оснащалось за счет подобранной на поле боя техники.

До октября 1942 года 5-й ОДЭБ имел 4-ротный состав. На основании приказа начальника Автодорожной службы Западного фронта от 17 октября 1942 года батальон был переведен на 3-ротный состав. Излишний личный состав был направлен на укомплектование других частей фронта.

5-й ОДЭБ был сформирован из бойцов и командиров, в своем большинстве способных нести строевую службу. Однако согласно приказам командования Западного фронта такие военнослужащие часто направлялись в боевые части. В связи с этим батальон получал частные пополнения, с которыми проводились занятия по несению эксплуатационной службы.

К настоящему моменту установлены фамилии порядка 350 бойцов и командиров 5-го ДЭП, погибших, попавших в плен или пропавших без вести в октябре-ноябре 1941 года. Что же стало с остальными? А это должно быть порядка двух тысяч человек.

Значительная часть военнослужащих была отправлена на укомплектование формируемых артиллерийских, танковых, авиационных и минометных частей, а также на доукомплектование выводимых с фронта стрелковых дивизий по плану Главного управления формирования и укомплектования войск Красной Армии.

Выделение личного состава проводилось на основании приказа НКО СССР № 162 «О выделении из тыловых частей и учреждений Красной Армии военнослужащих, годных к строевой службе» № 0065 от 5 апреля 1942 года. В силу положений названного приказа из состава всех дорожно-эксплуатационных частей фронтов и армий предполагалось выделить и направить в стрелковые части 6 348 годных к строевой службе военнослужащих. Общее число красноармейцев, выделенных из состава тыловых частей в апреле 1942 года на основании указанного приказа, составило 80 828 человек69.

Таким образом, значительная часть военнослужащих полка, переживших выход из окружения в 1941 году, а также начальный этап контрнаступления под Москвой, попала в стрелковые и иные нетыловые части, то есть на передовую.

Указанный факт, к сожалению, способствовал гибели многих на тот момент уже бывших солдат и командиров 5-го ДЭП.

Например, упомянутый старший сержант Пацев В.И., получивший медаль «За отвагу» за службу в 5 ДЭП, погиб 14 августа 1943 года в составе 920 стрелкового полка 247 стрелковой дивизии Западного фронта70 в бою за освобождение деревни Субарь

Кировского района Смоленской области. Останки бойца были обнаружены 25 ноября 2012 года участниками поискового отряда «Высота» города Десногорска Смоленской области71.

Потери 5-го отдельного дорожно-эксплуатационного батальона Западного фронта (позднее 2-го Белорусского фронта) в период с 1942 по 1945 годы, признавая важность и существенность каждой человеческой жизни, нельзя признать значительными на фоне других воинских подразделений РККА.

В сравнении с потерями 5-го дорожно-эксплуатационного полка в октябре 1941 года потери 5-го ОДЭБ были невелики и часто не являлись следствием воздействия врага. В период с 1942 по 1945 годы из состава 5 ОДЭБ убыло в связи с гибелью не более 10 человек. Среди причин смерти встречаются такие: «убит насмерть в связи с неосторожным обращением с оружием», «умер от пневмонии», «задавлен проходившей по дороге автомашиной», «умер от сыпного тифа», «отравление метиловым спиртом».

Свою боевую службу 5 ОДЭБ начал под Москвой, обслуживая по приказу начальника Управления автодорожного отдела Западного фронта от 25 февраля 1942 года участок дороги Москва – Алабино – Наро-Фоминск – Атепцево – Каменское с выходом на Брестское (ныне – Калужское) шоссе.

5 ОДЭБ и приданные ему 15 отдельный дорожно-строительный батальон, 26 отдельный мостостроительный батальон и одна рота 134 ОДЭБ 18 апреля 1942 года был переброшен для приведения в проезжее состояние абсолютно непроезжей дороги Наро-Фоминск – Боровск – Малоярославец. На указанной дороге батальон производил капитальные строительные работы, при этом одновременно неся комендантскую службу и службу регулирования на дороге Москва – Наро-Фоминск, обеспечивая подъездные пути к командному пункту (КП) Западного фронта.

Весной 1942 года бойцами 5 ОДЭБ была освоена новая «специальность»: в связи с тем, что РККА наступала на западном направлении, на освобождаемых от фашистов территориях силами батальона проводился сбор и захоронение тел погибших красноармейцев.

В ЦАМО сохранился список бойцов, похороненных силами 1 дорожно-комендантской роты 5 ОДЭБ в районе Каменского сельсовета Наро-Фоминского района Московской области от 28 апреля 1942 года, в котором 144 фамилии красноармейцев и командиров72.

21 августа 1942 года 5 ОДЭБ поступил в распоряжения 3-й танковой группы (генерал-лейтенант Романенко) и приступил к содержанию дороги Перемышль – Лихвин – Белев.

28 августа 1942 года батальон переброшен на восстановление дороги Юрино – разъезд Шепелевка – Сенино – Рогачевский (все населенные пункты – ныне Козельский район Калужской области).

19 сентября подразделения 5-го ОДЭБ приступили к выполнению работ по гравированию Киевского шоссе на участке Наро-Фоминск – Доброе. Подразделения работали с 6-00 до 20-00 ежедневно. Несмотря на тяжелые условия и сжатые сроки (11 километров дороги в срок до 6 ноября) батальон с поставленной задачей справился.

В начале ноября батальону была поставлена задача подготовить к зиме дороги Кубинка – Наро-Фоминск – Доброе и Брестское шоссе – Балабаново – Боровск общей протяженностью 124 километра.

Вторая дорога после окончания всех работ была передана местным дорожным организациям. В течение зимы батальон содержал дорогу Кубинка – Доброе. Для подготовки к весне и содержанию батальону было приказано занять дорогу Малоярославец – Калуга.

В течение 1942 года подразделениями 5 ОДЭБ было построено 74 моста, 64 километра профилированных дорог, 46 километров дорог с деревянным покрытием, 73 километра улучшенных дорог, отремонтировано 12 мостов и 16 километров дорог с деревянным покрытием. Обслужено 566 километров дорог.

18 апреля 1943 года по приказу начальника Управления автодорожной службы Западного фронта 5 отдельный дорожно-эксплуатационный батальон был переброшен на участок Юхнов –Лаврищево Брестского шоссе для борьбы с пучинообразованиями и обеспечения проезда. Дорога Кубинка – Доброе была передана 2-му Военно-дорожному управлению Главного управления автодорожной службы РККА, а дорога Малоярославец – Калуга, в свою очередь, – Военной автомобильной дороге № 2.

В начале мая 5 ОДЭБ был направлен для восстановления и дальнейшей эксплуатации на дорогу Юхнов – Знаменка протяженностью 49 километров. 5 ОДЭБ были приданы 17 отдельный линейно-станционный батальон (ОЛСБ), рота 87 отдельного мостостроительного батальона (ОМСБ), 2 рота 138 ОМСБ. На дороге батальон находился до начала августа. 23 августа батальон передислоцировался на дорогу Знаменка – Угра с задачей и восстановления и содержания, а также содержания подъездных путей к КП фронта. За образцовое выполнение поставленной задачи начальник штаба, а также командиры рот были награждены орденом «Красная Звезда», а 4 бойца – медалью «За боевые заслуги».

В начале октября 1943 года в связи с передвижением передовых частей батальон переместился на дорогу Дорогобуж – Соловьевская переправа – Смоленск. Особое внимание на этой дороге было уделено службе регулирования, так как немцами были повсеместно взорваны мосты, и во многих местах дороги вынужденно проходили объезды.

10 октября 1943 года 5 ОДЭБ принял для восстановления дорогу Смоленск – Красный. Для выполнения профильных задач на указанной дороге батальону были приданы 134 и 109 ОДЭБы, а также 124 ОДСБ. Дорога подготавливалась к зиме, а также поздней осени: на всех труднопроезжаемых местах была устроена колейная дорога (всего 9 километров), восстановлены мосты, на снегозаносимых местах установлена снегозащита в виде вертикальных хворостяных плетней (всего 21,5 километр).

Условия зимнего содержания дороги Смоленск – Красный были крайне тяжелы. Дорога почти на всем протяжении была расположена в выемках, в связи с чем имела место быть сильная снегозаносимость.

В регулярной расчистке дороги от снега принимал участие весь личный состав батальона, распределенный по различным участкам. В очистке дорожного полотна участвовало мобилизованное местное население.

19 октября 1943 года командир батальона подполковник Г.Г. Вертий назначен командиром ВАД №2, а на его место назначен майор Сергей Иванович Васильев (до этого командовал 133-м ОДЭБ).

По приказу начальника Дорожного управления Западного фронта от 17 апреля 1944 года батальон передислоцировался на участок дороги Лядище – Кошелево (Белорусская ССР) и поступил в распоряжение 33 армии. Батальону была поставлена задача обеспечить проезд по абсолютно непроезжей в весеннюю распутицу дороге. С поставленной задачей батальон справился.

С момента организации 2-го Белорусского фронта (2 БФ) батальон перешел в подчинение Дорожного Управления 2-го БФ, по приказу которого 5 ОДЭБ передислоцировался на дорогу Мстиславль – Коптевка с задачей приведения последней в проезжее состояние.

Для решения задачи батальону были приданы 121 ОМСБ и 97 ОДСБ. После решения задач в середине июня 1944 года 5 ОДЭБ был направлен на дорогу Красное – Рясна (Смоленская область) с задачей в течение 6 дней привести дорогу в проезжее состояние путем постройки колейной дороги протяженностью 2 километра в низких местах и профилированием на всем протяжении. Дорога имела важнейшее значение для развертывания наступательных операций. За время регулирования движением 5-м ОДЭБ на дороге не было ни одной аварии.

Кроме работ на дороге, батальон решал и боевые задачи. Так при форсировании реки Проня (Могилевская область) бригада из 9 трактористов под командованием лейтенанта Шумейко буксировала танки к переправе под непосредственным огнем противника. В течение 3-х суток беспрерывно днем и ночью бригада действовала до тех пор, пока была в этом надобность. Особенно отличились в этой операции тракторист Начвей и старший команды лейтенант Шумейко.

После продвижения передовых частей батальону было приказано занять дорогу Рясна (Смоленская область) – Дробин – Шклов (Могилевская область, Беларусь) для несения дорожно-комендантской службы и ремонта проезжей части. Вслед за передовыми частями передвигался и 5 ОДЭБ. За период с 25 июня по 17 июля 1944 года батальон 4 раза передислоцировался, на своем пути провешивал73 дороги и приводил их в проезжее состояние.

С 17 июля батальон обслуживал дорогу Щучин – Скидель (Гродненская область, Беларусь), а после освобождения города Гродно (25 июля 1944 года74) дополнительно Скидель – Гродно и Гродно – Индура – Каменка общим протяжением 108 километров.

Дорога Щучин – Гродно находилась в запущенном состоянии, на проезжей части было много выбоин и неровностей, которые мешали движению автотранспорта. Одновременно с ремонтом и содержанием дороги 5 ОДЭБ нес дорожно-комендантскую службу и службу регулирования. В Скиделе и городе Гродно были организованы питательные пункты, гостиницы и мастерские для обслуживания проходящих военнослужащих. В среднем через питательные пункты проходило 300 человек в сутки, в максимально загруженные дни 1 500 – 2 000 человек.

До перехода в состав 2 Белорусского фронта 5 ОДЭБ занимался в основном строительством и содержанием дорог, но с момента включения батальона в состав 2 Белорусского фронта и с переходом на территорию противника в работе подразделения произошли большие изменения. Служба регулирования, дорожно-комендантская служба и служба содержания дорог стали основными; строительством дорог ОДЭБ стал заниматься в меньшей степени. (Данный факт характеризует качество польских и немецких дорог.)

Службой регулирования и дорожно-комендантской службой было занято 50 – 60%, а иногда и 80% всего личного состава. На всех узлах движения и важных объектах выставлялись регулировочные посты и специальные посты для охраны и обороны.

24 августа 1944 батальон передислоцирован на дорогу Гродно – Суховоля – Кнышин.

22 ноября 1944 года – решал задачи на участке Треблинка – Мялкина-Гурна – Острув-Мазовецки – Вышкув, а также в районе населенного пункта Длугоседло, где был расположен 1 эшелон.

С 16 декабря 5 ОДЭБ обслуживает участок станция Пшетыч – Вышкув. Батальоном получено задание подготовить мост через Западный Буг в районе населенного пункта Брок.

Основными дорожными работами в этот период были обеспечение нормальной проезжаемости при частой гололедице и ликвидация снежных заносов. Нельзя не сказать, что приказы 5 ОДЭБ не впервые исполнял за счет трудовой мобилизации местного населения и гужевого транспорта. Так в наградном листе на парторга батальона Ивана Викторовича Крылова (орден «Красной Звезды», 18 апреля 1944 года) в качестве заслуг указано, что «парторгом лично мобилизовано на проведение дорожных работ 12 276 человек».

Помимо вопросов эксплуатации мостов и дорог, регулирования дорожного движения, 5-м ОДЭБ выполнялись и иные, на первый взгляд, не свойственные дорожному подразделению функции: батальон осуществлял сбор и отправку в СССР трофейного скота. По данным наградного листа на помощника командира батальона по хозяйственным вопросам Гладченко Корнея Афанасьевича подразделением такого скота было «собрано» и «отправлено» 3 000 голов.

В связи с быстрым продвижением войск в период с 20 января по 14 февраля 1945 года ОДЭБ пять раз менял дислокацию.

14 февраля 1945 года батальону было приказано занять следующие дороги: Торн (в настоящее время Торунь в Польше) – Фордон (ныне часть города Быдгощ) и Гросс Бизендорф – Раффа, а также переправы через Вислу в Фордоне и Раффе.

1 марта батальону было поручено дополнительно обслуживать дорогу Фордон – Бизендорф – Кроне; а с 17 марта – также дорогу Торн – Бромберг (ныне называется Быдгощ). Для заделки пучинистых мест на участке дороги Кроне – Цемпельбург (ныне Семпольно) батальону придан 134 ОДЭБ.

7 апреля 1945 года за 5 ОДЭБ закреплены следующие дороги: Торн – Бромберг – Дейч – Кроне и переправы через Вислу в г. Фордон и Торн. За батальоном в целях контроля была закреплена дорога Бромберг – Цемпельбург – Конитц (Хойнице). Общее протяжение всех дорог – 160 километров.

14 апреля 1945 года по приказу начальника Дорожного управления 2 Белорусского фронта командир 5-го ОДЭБ майор Васильев Сергей Иванович был отозван в распоряжение управления (назначен старшим помощником начальника отдела эксплуатации и дорожно-комендантской службы дорожного управления 2 Белорусского фронта).

С 15 апреля 1945 года командиром 5 отдельного дорожно-эксплуатационного батальона назначен гвардии инженер-майор Писанко Аполлон Юлианович.

Писанко А.Ю. – человек с удивительной даже для военного лихолетья судьбой.

Родился Аполлон Юлианович в 1901 году, участвовал в Гражданской войне. В 30-х годах работал на военном аэродроме недалеко от Барвихи. В 1937 года был арестован по доносу за «сокрытие греческих корней».

В июле 1941 годы Кировским РВК города Москвы мобилизован в Красную Армию. За время несения службы был дважды ранен. В звании инженер-капитана служил в должности командира 49 отдельного дорожно-строительного батальона Степного фронта. В октябре 1943 года награжден орденом «Красная звезда»75.

В период с октября 1943 года по сентябрь 1944 года А.Ю.Писанко за неизвестные «заслуги» (не исключено, что за те самые «корни») был разжалован в рядовые и направлен в 339 отдельную армейскую штрафную роту, где в октябре 1944 года в бою за высоту 826/Карпаты, что в Венгрии, «искупил вину перед Родиной». Приказом по 256 стрелковому полку 30 стрелковой дивизии награжден медалью «За отвагу»76.

До 15 апреля 1945 года снова офицером в звании инженер-майора занимал должность начальника отдела эксплуатации и дорожно-комендантской службы Дорожного управления 2-го Белорусского фронта77, откуда и был назначен командиром 5 ОДЭБ.

За службу в 5 ОДЭБ и, видимо, «по совокупности» заслуг в мае 1945 года награжден орденом Великой Отечественной войны II степени78.

Дополняет картину судьбы Писанко А.Ю. история о его сыне Юлиане, опубликованная в газете «Аргументы и факты»79. Писанко-младший окончил Ростовское военное дорожное училище и вместе с двумя другими выпускниками был направлен в город Красногорск на благоустройство правительственных дач, на которых отдыхали члены Политбюро.

В связи с предстоящим наступлением сосредоточился у города Шаргард с задачей быстро занять для обслуживания район переправ у города Грайфенхаген (ныне – Грыфино, 3 км восточнее р. Одер) после форсирования реки 70-й армией.

Форсирование реки Одер происходило в тяжелой обстановке. После формирования реки армейские тылы стали подтягиваться к переправе существенно затруднив ее работу.

Батальон передислоцировался в Грайфенхаген и приступил к выполнению приказа по обеспечению правильной организации движения и наведения порядка в целях повышения пропускной способности понтонной переправы.

На момент окончания Великой Отечественной войны 5 ОДЭБ обслуживал: переправы через реку Одер в Грайфенхаген и Фиддихов (ныне – Видухова), а также дороги Фиддихов – Бан – Пиритц и Грайфенхаген – Вольтин – Пиритц (ныне – Пыжице).

За боевые действия в период войны личный состав батальона награжден:

орденами

Красного Знамени– 1 человек,

Отечественой войны – 7 человек,

Красной Звезды – 20 человек;

медалями

«За отвагу» – 3 человека,

«За боевые заслуги» – 39 человек,

«За оборону Москвы» – 72 человека;

знаками

«Отличный дорожник» – 114 человек,

«Отличный шофер» – 10 человек,

«Отличный тракторист» – 5 человек,

«Отличный повар» – 3 человека.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество 5-й отдельный дорожно-эксплуатационный батальон награжден орденом Красной Звезды.

——

Примечания

 

67 Перечень № 16 полков связи, инженерных, сапёрных, понтонно-мостовых, железнодорожных, дорожно-эксплуатационных, автомобильных, автотранспортных, и других отдельных полков, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. // Приложение к директиве Генерального штаба от 18 января 1960 г. № 170023. С. 20.

68 Исторический формуляр 5 ОДЭБ // ЦАМО РФ, ф. 237, оп. 189371, д. 6. (Сведения о боевом пути батальона в настоящей главе, если иное прямо не указано в работе, приводятся по данным формуляра).

69 ЦАМО РФ, ф.4, оп., 11, д. 67, лл. 164-166.

70 Интернет-сайт ОБД «Подвиг народа». URL: http://podvig-naroda.ru.

71 Интернет сайт ИД «Алтапресс». URL: http://blogs.altapress.ru/65let/archives/1091.

72 ЦАМО РФ, ф.58, оп.818883, д.22 (цитируется по ОБД «Мемориал»).

73 Провешивание – обозначение вехами границы, направления. (Толковый словарь Д.Н. Ушакова. 1935-1940).

74 Согласно справочнику освобождения городов г. Гродно, оккупированный с 23 июня 1941 года был освобожден 16 июля 1944 года войсками 3 БФ и 2 БФ в ходе Белостокской и Вильнюсской операций.  Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941–1945» /М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. – М.: Воениздат, 1985.).

75 ЦАМО РФ, ф.33, оп.686044, д.2171 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

76 ЦАМО РФ, ф.33, оп.690306, д.2588 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

77 Рязанов М.Ф. Указ. соч. С. 276.

78 ЦАМО РФ, ф.33, оп.686196, д.4919 (цитируется по ОБД «Подвиг народа»).

79 Дашкина Е. Садовник Сталина // Аргументы и факты. №13 (569) от 2005-03-29.

© Останин А.А., 2013

 

RSS-лента комментариев. Адрес для трекбека

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>